Исходной точкой зрения для рассуждений по поводу «конца света» служит длинный счёт календаря майя, по которому на декабрь 2012 года приходится окончание текущего бактуна (цикла в 5125 лет) Эры Пятого Солнца и начало нового. Из «Пополь-Вуха» некоторые майянисты делают вывод, что нынешний (13-й по счету) бактун начался 11 или 13 августа 3114 г. до н. э. и, таким образом, близок к своему завершению.
Между специалистами по истории и культуре майя нет согласия насчёт того, что означает конец бактуна. Современные представители майя в своей массе не придают дате никакого значения. Автор популярных книг по майянистике, Майкл Коу, в 1966 году писал, что, с точки зрения древних жрецов, «распущенные народы мира» погибнут, когда в декабре 2012 года закончится очередной бактун. Между тем надписи храма в Паленке приурочивают различные события и к более поздним датам — вплоть до 21 октября 4772 года. Напрашивается объяснение, что жрецы майя связывали с окончанием бактуна кардинальное обновление мироздания, а не его гибель.
Все предположения о катаклизме и катастрофе в конце 13-го бактуна исходят из двух источников.
В Тортугеро на юге штата Табаско обнаружена полустёртая надпись VII века о том, что в конце бактуна прибудет бог Болон-Йокте, которого майя связывали как с войной, так и актом творения (также он был покровителем застолий).
Недавно представители Национального института антропологии и истории Мексики заявили, что имеется ещё одно пророчество, связанное с окончанием 13-го бактуна. Оно было обнаружено среди руин Комалькалько и вырезано на кирпиче. По словам представителя института, надпись была обнаружена несколько лет назад и никогда не демонстрировалась широкой публике, хотя эксперты по майя знают о её существовании.
Между специалистами по истории и культуре майя нет согласия насчёт того, что означает конец бактуна. Современные представители майя в своей массе не придают дате никакого значения. Автор популярных книг по майянистике, Майкл Коу, в 1966 году писал, что, с точки зрения древних жрецов, «распущенные народы мира» погибнут, когда в декабре 2012 года закончится очередной бактун. Между тем надписи храма в Паленке приурочивают различные события и к более поздним датам — вплоть до 21 октября 4772 года. Напрашивается объяснение, что жрецы майя связывали с окончанием бактуна кардинальное обновление мироздания, а не его гибель.
Все предположения о катаклизме и катастрофе в конце 13-го бактуна исходят из двух источников.
В Тортугеро на юге штата Табаско обнаружена полустёртая надпись VII века о том, что в конце бактуна прибудет бог Болон-Йокте, которого майя связывали как с войной, так и актом творения (также он был покровителем застолий).
(1) TSUTS-jo-ma (2) u-13-PIK (3) 4-AJAW (4) 3-UN-wi (5) u-to-ma (6) i-li? (7) ye-ni-9-OK-TE (8) ta-CHAK-JOY? «Закончится тринадцатое четырёхсотлетие в день 4 Ахав 3 числа месяца К’анк’ин, случится видение (?) — вооруженный Болон-Йокте в великом кружении (?)».Из-за трещин и эрозии надпись плохо читается и поэтому есть различные трактовки её значения. Другим источником являются книги пророка-ягуара (XVIII век), содержащие туманные намёки на то, что финал бактуна принесёт бедствия и в то же время положит конец испанскому владычеству в Мексике.
Недавно представители Национального института антропологии и истории Мексики заявили, что имеется ещё одно пророчество, связанное с окончанием 13-го бактуна. Оно было обнаружено среди руин Комалькалько и вырезано на кирпиче. По словам представителя института, надпись была обнаружена несколько лет назад и никогда не демонстрировалась широкой публике, хотя эксперты по майя знают о её существовании.
Комментариев нет:
Отправить комментарий